МикБит - Межрегиональный институт коучинга и бизнес-технологий
На главную страницу наш адрес:  
Москва, ул. Малая Лубянка, д. 16  
info@mikbit.ru  
771-29-10  
Схема проезда до МИКБИТа
 Об институте    ::    Коучинг    ::    Бизнес-технологии    ::    НЛП в МИК

Меню
Главная страница
Гештальт терапия
Услуги
Новости
Статьи
Тренинги
Кинотеатр
Исследования
Тесты
Преподаватели
Партнёры
Пресс-релизы
Фотогалереи
Links
Регистрация
Статистика
Свяжитесь с нами
Схема проезда
Расписание

Вход
Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Регистрация
Забыли пароль?

Посетители
Сейчас на сайте:
0 постоянных
посетителей
и 2 гостей.
Общий список

 

Моделирование с помощью НЛП
О моделировании и моделях
Автор Ольга Неделина 15/04/2005

Оглавление

» О моделировании и м...
» О курсе "Моделирова...
» Бизнес и моделирова...
» Медицина и моделиро...
» Об авторах и ведущи...

 

Интервью с автором и ведущим курса «Многоуровневое моделирование» Владимиром Николаевичем Янчиковым

 

Интервью провела Ольга Неделина

 

Блок вопросов о моделировании и моделях

 

Что такое многоуровневое психологическое моделирование?

 

 В.Н. Термин «моделирование» в настоящее время используется достаточно широко. Ключевое слово в нем – модель. Для участников тренингов значение слова «модель» я объясняю так: «Модель – это упрощенное описание предмета, явления или процесса». Именно от этого слова и произошел термин с процессуальным значением – «моделирование», под которым следует понимать процесс формирования модели. На протяжении столетий этот термин использовался в науке и технике. Еще в конце XV века Леонардо да Винчи делал модели летательных аппаратов, модели обтекаемых судов, основанные на формах тел рыб, модели, служащие для демонстрации фундаментальных принципов механики (фрикционные приборы, механические передачи), модели военной техники, на базе которых создавали реальные орудия. Сегодня мало у кого возникают вопросы о том, что такое математическая модель в науке или аэродинамическая модель в авиации.

 

Существуют два основных вида моделей: действующие и модели - макеты. Макет – это модель, которая отражает только внешнюю форму предмета. Помните Икара, для которого отец сделал макет крыльев птицы? Он не знал, что отражение только внешней формы предмета без учета других значимых характеристик делает эксперимент неуспешным. В отличие от макета, действующая модель может быть масштабированным образцом того или иного предмета, но отражать все его характеристики, например, уменьшенная модель самолета. Или отражать некоторые ключевые характеристики, например, аэродинамическая модель. Внешне аэродинамическая модель отличается от самолета, она отражает только аэродинамические свойства прототипа, и на ее базе определяются, например, подъемные характеристики самолета при его создании.

 

Если в модели учтена только одна характеристика (крылья у Икара или только аэродинамические свойства самолета), то речь идет об одноуровневом процессе создания модели или одноуровневом моделировании. Если в модели отражены несколько ключевых характеристик объекта (уменьшенная действующая модель самолета), то это многоуровневое моделирование.

 

Название нашего курса - «Многоуровневое психологическое моделирование», и это значит, что термин моделирование из техники перекочевал в психологию. Здесь апробированные и отточенные на протяжении столетий методы применяют для формирования моделей деятельности успешных людей (поведенческая модель, модель принятия решений, модель выхода из конфликтных ситуаций и т.д.). Человек – существо очень многоплановое. Для того, чтобы полностью описать, что происходит в его мыслях, поведении, как он себя осознает в этом мире, нужно создать модель многоуровневого описания. Только поведение – один уровень, только убеждения – другой.  Редко бывает достаточно  одноуровнего описания: «хороший - плохой» человек. Это очень упрощенная модель, но несмотря на свою простоту и она тоже иногда используется. Однако, формировать одноуровневые модели в психологии - все равно, что уподобиться Икару. Поэтому успешное психологическое моделирование может быть только многоуровневым. Любой, даже самый простой поведенческий навык приходится рассматривать как с уровня поведения, так и с уровня способностей человека, его убеждений, личностного своеобразия и т.д.

 

НЛП, методы и техники которого широко используются на курсе, произошло благодаря многоуровневому моделированию деятельности успешных людей в различных областях науки, техники, искусства, политики, бизнеса и т.д.

 

На Вашем курсе моделирование ведется только по этим уровням?

 

В.Н. Не только. Курс «Многоуровневое психологическое моделирование» предназначен для осознания имеющихся и создания новых моделей. Он дает ответ на вопрос, как создаются модели. В основу же моделирования можно положить логические уровни, позиции восприятия, модель SCORE и т.д. Существует универсальная модель ТОТЕ, которая применяется на любом уровне: микро, макро, мета. Каждая модель хороша, если она используется для решения определенной четко сформулированной задачи.

 

Какие уровни выделяются в рассмотрении вопросов о моделировании человека, умеющего, к примеру, великолепно вести переговоры?

 

В.Н. Для ведения переговоров человек должен обладать достаточно большим количеством навыков и способностей. Что же касается уровней моделирования, здесь можно выделить три основных качественных уровня:

 

  1. Уровень микромоделирования. На нем изучаются очень мелкие действия, которые человек совершает за короткий промежуток времени, «здесь и сейчас». Сюда относятся процессы памяти, восприятия, обработки информации, полученной в ходе переговоров и т.д.

 

  1. Уровень макромоделирования более широкий и рассматривает действия, шаги человека на протяжении одних переговоров. Это этапирование процесса переговоров: сначала устанавливается контакт, потом затрагивается актуальная тема, задаются уточняющие вопросы, выясняются точки зрения присутствующих, потом происходит переход к изложению человеком, ведущим переговоры, своего видения обсуждаемой тематики. Затем начинается игра в вопрос-ответ: человек выясняет, что принимается из материала, который он изложи, что отвергается, идет поиск компромиссных вариантов, позволяющих снять у собеседников реакцию «не нравится». Далее заключается сделка. Можно сказать, что мы рассмотрели макромодель проведения переговоров со стороны одного выдуманного нами человека.  На макроуровне может быть и такая модель: постановка цели переговоров, уточнение времени и места их проведения, начало переговоров, основная часть, в которой каждой участник имеет свое время выступления, после чего идет обсуждение и заключительная часть, а далее - контроль выполнения решений, принятых на переговорах. Вторая модель более широкая, ее часто описывают в литературе, посвященной переговорам. В первом же случае был взят мелкий кусочек, который относится к переговорам одного человека. Из этого следует, что возможна разбивка на одном и том же макроуровне, которая зависит от целей: нужны ли нам детальные данные с этого уровня или требуется рассмотреть процесс во временной перспективе не вдаваясь в детали. Когда понятна цель, то можно определить необходимый  размер разбивки информации на макроуровне.

 

  1. Уровень метамоделирования. Он включает в себя период не одних переговоров, а цикла. На этом уровне исследуется вопрос, что же человек проносит через все переговоры. В конкретных ситуациях у него может что-то меняться. Изменения часто связаны с форматом переговоров, количеством и статусом участников и т.д. Так, сильно изменятся слова и действия человека, если его собеседником будет, к примеру, японец и потребуется учитывать менталитет и специфику этой нации. Однако, будет и что-то такое, что характерно для человека в разных условиях и с разнообразными собеседниками. Это что-то и позволяет ему успешно вести различные по многим параметрам переговоры. Это что-то мы должны определить в процессе моделирования на метауровне.

 

Скажите, насколько быстро можно сформировать действующую модель?

 

 В.Н. Небыстро. Иногда на создание модели может уйти несколько месяцев. Это время требуется для исследования всех значимых уровней, информация с которых поможет сделать именно действующую модель. Поэтому для выпускников, прошедших курс «Многоуровневое психологическое моделирование» работает клуб. Специфика клуба такова, что он формируется по определенным направлениям. Есть направление связанное с бизнесом. В нем есть свои подразделения, например, изучающие модели переговоров, модели формирования взаимодействия между заказчиком и исполнителем, создания эффективной рекламной концепции и т.д. Другие направления связаны с изучением моделей здорового образа жизни, успешных семейных взаимоотношений…. За счет создания подобных направлений можно разделить между участниками клуба зоны исследования, что в несколько раз может сократить время для формирования модели.

 

Все ли модели, сформированные на курсе «Многоуровневое психологическое моделирование» являются действующими?

 

В.Н. Часто ответ на вопрос, почему модель не работает, лежит на другом уровне. В моделировании всегда есть ключевые уровни, которые в первую очередь необходимо исследовать. Только информация, полученная с этих уровней, может дать ответ на вопрос, будет ли работать модель или нет. Иногда приходится слышать утверждение, что НЛП, содержащее множество сформированных действующих моделей успешного опыта людей не работает. Да, это может случаться, если была проведена диагностика проблемы не на всех значимых уровнях, какой-то ключевой момент был упущен. Например, одна из успешных техник переубеждений – рефрейминг как правило не работает, при отсутствии атмосферы доверия и взаимопонимания. А ведь переубеждение и создание доверительной атмосферы - это разные уровни процесса общения. Однако, о техниках переубеждения в случае неудачного диалога говорят часто, а вот о том, как создавалась зона доверия не упоминают вообще. Не будет результата и у психологов, применяющих техники НЛП, и не правильно диагностирующих проблему, с которой обратился клиент. Так, мама приводит ребенка с плохой успеваемостью в надежде, что ему помогут стать более успешным учеником. На скольких уровнях нужно провести диагностику? Как минимум на трех: уровень восприятия, уровень обработки информации, уровень взаимоотношений со сверстниками, родителями и учителями. А еще не мешает выяснить, какие убеждения сформировались у ребенка по поводу своих способностей и личностного своеобразия. И если хоть что-то будет пропущено, то даже самые гениальные техники, и не только из НЛП, не помогут.

 

С помощью многоуровневого моделирования можно как формировать модели, так и искать ошибки, т.е. неточности возникающие из-за некачественного исследования тех или иных уровней. Устранив эти неточности возможно в десятки раз повысить эффективность своей деятельности.

 





Фотогалереи
Нажмите, чтобы увеличить
от admin

Новости МИКБИТ
  • МИКБИТ в Финляндии
  • Тренинг продаж для СМИ
  • "Продажи в стиле коучинга"
  • Тренинг "Оптимальный креатив"
  • Коучинг

    Календарь
    March 2021
    Вс
    Пн
    Вт
    Ср
    Чт
    Пт
    Сб

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31




    Часы

     This website was created by Bug.Free Team
    (c) 2005-2012 Copyright, MIKBIT