|
Программа подготовки гештальттерапевтов.
Чувствовать, понимать, действовать.
Гештальттерапия в частной и клинической практике.
Сентябрь 2009 года
Руководитель Программы
Сидорова Татьяна – клинический психолог МГУ, тренер, супервизор, терапевт МГИ, член EAGT ( Европейская Ассоциация гештальттерапевтов ), 10 лет клинической практики, частная психотерапевтическая практика в области пограничных и психосоматических расстройств, химических и эмоциональных зависимостей. 89163198465, 89851623244, leptos-ok@rambler.ru
В процессе обучения вы сможете:
познакомиться с основными принципами и положениями гештальттерапии как современного и одного из самых эффективных личностно ориентированных подходов в психотерапии,
освоить техники гештальттерапии,
получить клиентский опыт: найти ответы на самые сложные и запутанные вопросы о себе и своей жизни, понять, пережить и принять происходящее с вами как естественное следствие всего вашего жизненного пути, раскрыть возможности и ресурсы для того, чтобы осознанно и ответственно творить свое будущее, такое, каким вы сами захотите его видеть.,
овладеть практическими навыками групповой и индивидуальной терапевтической работы и применять их в различных сферах: в клинической практике, индивидуальной, семейной, групповой терапии.
Программа гарантирует высокий уровень обучения, поддерживаемый:
квалификацией руководителя, самостоятельной работой участникам, групповой и индивидуальной супервизией на льготных условиях, профессиональной поддержкой руководителя.
Программа подготовки гештальттерапевтов рассчитана на 4 года ( 1и 2 ступени ), включает в себя гештальттеорию, упражнения, терапевтические, супервизорские, тематические сессии. 17 тематических сессий длительностью 2 дня, интервал между сессиями – 1 месяц.
Для проведения тематических сессий в Программу приглашаются ведущие тренеры Московского Гештальт Института.
При успешном окончании Программы выдается квалификационный сертификат подготовки в области гештальттерапии, признаваемый Европейской Ассоциацией Гештальттерапии.
Основные темы.
1. Основные понятия и принципы.
Теоретическое введение. Исторические корни гештальт-терапии.
Основные понятия гештальт-психологии, соотнесение их с гештальтподходом в терапии: гештальт – целостность, завершенность, единство сознавания, переживания, действия, понятие поля организм –среда, фигура – фон, понятие о хорошей фигуре, их смена как основа жизнедеятельности и развития организма, гомеостаз, саморегуляция, творческое приспособление.
Основные принципы гештальт-терапии ( опора на феноменологию, диалог, принцип целостности, принцип ответственности), принцип “здесь-и-теперь” ( мы можем действовать только в настоящем ), настоящее время в фокусе терапии, принцип сознавания, зоны сознавания, универсальные процессы в сознавании – сравнение, атрибутирование, намерение, “как” важнее, чем “почему” ( каждое событие полидетерминировано ). Будущее и прошлое актуальны постольку, поскольку они присутствуют в настоящем, искажая его. Прошлое представлено незавершенными делами, будущее – тревогой за него.
“Знаки” незавершенных ситуаций.
Понятие контакта, границы контакта, границы личности, телесные, ментальные, ценностные, границы проявлений личности. Вербальные и невербальный языки контакта, конгруэнтность.
2. Функции SELF.
Описание, предназначение функций. Демонстрация проявления функций.
Иллюстрации к нарушению функций.
Способы обращения терапевта к различным функциям.
Типичные вопросы, направленные на актуализацию одной из функций.
3. Понятие цикла опыта. Понятие незавершенной ситуации.
Четыре основные фазы цикла опыта ( предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт ).
Динамическое рассмотрение функций SELF через цикл опыта.
Соотношение фигуры и фона на каждой фазе.
Связь между циклом опыта и механизмами прерывания контакта.
Психотерапевтическая диагностика фазы прерывания с использованием знаний о механизмах его осуществления.
4. Утрата Эго- функции и основные механизмы прерывания контакта.
Виды прерываний.
Описание механизмов, их характеристики, возможные причины возникновения прерываний.
Психотерапевтические тактики по отношению к различным видам прерываний.
Процесс – анализ терапевтической сессии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.
5. Базовая концепция гештальттерапии.
Теория ментального метаболизма - организмический подход к психическому.
Два основных процесса в организме - поглощение м выделение.
Фиксации в пищевом поведении.
Психосоматические заболевания, связанные с основными видами фиксаций.
Направления психотерапевтического вмешательства.
Агрессия как прерванная активность. Виды агрессии.
Основные виды работы терапевта с агрессией.
6. Полярности в гештальттерапии.
Диалогичность строения Я. Полярности.
Внутриличностный конфликт.
Позитивная дезинтеграция. Интеграция как задача терапии. Парадоксальная теория изменений
Способы работы с проекцией.
Альтернатива, предъявляемая клиентом. Работа над изменением альтернативы в сторону интеграции за счет снижения напряжения на полюсах.
7. Сопротивление.
Понятие сопротивления в гештальт-терапии.
Понятие о невротической тенденции. Человек остается в неприятной ситуации, пока не использованы все способы выживания, кроме ее изменения. “Бесконечность” внутренней работы по подготовки изменений как избегание самих изменений.
Поддерживают существование невроза : тревога, защитные механизмы, ложный образ Я.
Возможность изменения. Баланс между безопасностью и риском.
Позитивное и негативное значение сопротивления.
Проявление сопротивления в работе. Амбивалентность позиции клиента.
Тактики терапевтической работы с сопротивлением.
8. Гештальт- и телесно-ориентированный подход.
Отчуждение и пробуждение телесности.
Динамика личных переживаний в личной истории.
Терапевтическая группа для участников Программы.
Окончание первой ступени.
9. Гештальт-подход как психотерапевтическое направление.
Цели гештальттерапии: перейти от опоры на среду к самоподдержке, обретение свободы выбора в своих поступках и в организации собственной жизни, способность жить, реализовывая себя, а не представление о себе.
Последствия психотерапии: свобода от прошлого и страха с ним связанного, свобода отзываться на чужие нужды, свобода находиться в контакте с другими, способность проживать жизнь как процесс непрерывного роста.
Задачи терапии: разблокировать тревогу, развернуть свернутый контакт, обнаружить механизмы самопрерываний, восстановить
самоподдержку.
Уровни работы : доступная энергия, фокусировка, присвоение переживания.
Работа на границе контакта или с внутренними феноменами клиента.
Уровни функционирования личности: уровень потребностей, уровень адаптации, уровень самодетерминации.
10. Понятие о здоровье в гештальт-терапии.
Психическое здоровье предполагает: бодрость и обладание эмоциональной энергией, способность формировать собственные подлинные цели, быть активным устроителем своей жизни. Диагностика в гештальт-терапии. Свобода, вина, ответственность, выбор. Понятие о самоподдержке. Основные этапы психорлогического развития в онтогенезе.. Закономерности развития ( повторения, интериоризация, боль). Формирование основных психических структур.. Психологический рост, необходимые для него условия, стадии взросления ( мы - они, я-ты, я -я - типы отношений, в которые человек постепенно учится вступать )
11. Терапевтическая сессия.
Структура терапевтической сессии: начало, середина, окончание.
Фазы активности терапевта. Понимание состояния клиента, проверка собственной готовности к встрече с переживаниями клиента, поддержка и принятие состояния клиента, попытка взаимодействия с этим состоянием, интервенция ( изменение состояния ).
Ошибки терапевта, связанные с попыткой перепрыгнуть одну из фаз.
Различные каналы получения информации о клиенте.
Пересечение контекстов.
12. Терапевтические отношения.
Жанры работы терапевта: консультация, краткосрочная или долгосрочная терапия. Границы терапии. Ожидания клиента. Контракт.
Специфика терапевтических отношений. Ответственность терапевта.
Различные стадии терапии: сбор информации, заключение контракта,. Терапевтическая интервенция, завершение терапии.
Задачи терапевта на каждой стадии.
13.Терапевтические отношения. Перенос и контрперенос.
Понятия переноса и контрпереноса.
Их значение для спихотерапии.
Создание терапевтом пространства для формирования переноса клиента как необходимое условие терапии.
Признаки наличия контрпереноса. Комплементарность в реагировании клиента и терапевта.
Обязательность осознавания контрпереноса для успеха в терапии.
Контрперенос как подсказка терапевту. Использование контрпереносных реакций терапевта в сессии.
14. Стратегия и тактика психотерапии.
Общие рекомендации по стратегии психотерапии в зависимости от вида расстройств, структуры личности клиента и продолжительности терапии.
Индивидуальные стратегии психотерапевтов.
Характерные ошибки в тактике и последствия ошибок.
Уровни терапевтического давления Энергетический баланс в сессии.
Баланс поддержки и фрустрации.
Формы терапевтического воздействия.
Пересечение контекстов как момент “рождения” психотерапии.
Вопросы терапевта, их назначение, плохие и хорошие вопросы.
15. Реалии практикующего терапевта. Тонкости профессии.
Вознаграждения. Получаемые терапевтом. Рпазмер оплаты.
Издержки профессии. Средства самоподдержки.
Организация собственной профессиональной деятельности.
Реклама и продажа психотерапевтических услуг.
Способы для отпугивания и удержания клиентов.
Творчество в гештальттерапии.
Индивидуальные черты терапевта.
Ресурсные возможности терапевта.
Арт-терапия.
Использование метафор.
Полимодальное восприятие.
Работа со сновидением.
Различные подходы в психотерапии к интерпретации сновидений.
Психотерапевтические техники работы со сновидениями.
Сновидение как проекция.
Сновидение как ретрофлексия. Расшифровка послания психотерапевту.
16. Частная практика и работа с “диким” клиентом.
Вовлечение в работу.
Возможности заинтересовать и удержать клиента в терапии.
Показатели расщепления и недоступности актуальных переживаний для клиента: обобщения, обращение к прошлому или будущему, сравнения, “отсутствие чувств”.
Превращение соматической внутренней картины болезни в психологическую.
17. Динамическая концепция личности .
Метапотребности. Их связь и циклом опыта.
Три личностных радикала
Патологическое развитие. Соответствующая типология личности. Их характерные особенности и проявления в терапии.
Терапевтическая тактика в зависимости от актуализированной или подавленной метапотребности.
18.Основы клинического применения .
Соотношение психиатрического и психотерапевтического подходов.
Теории развития личности. Анализ ранних нарушений. Три уровня функционирования личности: психотический, пограничный, нервотический. Терапевтические стратегии работы в зависимости от уровня личностной патологии.
Неврозы и психозы. Пограничные состояния. Характерные прерывания, разница в стратегии.
Психосоматика. Психотерапевтическая работа с симптомами.
Зависимость. Виды зависимостей, механизмы их образования. Тактика работы.
Аффективные состояния.
Понятие травмы. Терапия посттравтамических расстройств.
Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.
Гештельт-терапия в практике школьного гештальт-консультирования.
Гештальт-терапия и системный подход.
Феномены поля в групповой динамике.
Работа с парами и малыми системами.
Организационное гештальт-консультирование.
19. Знакомство с супервидением.
Различные формы и модели супервидения.
Рамки супервизии, ее отличие от терапии и обучения.
Супервизия как профессиональная поддержка с целью поиска ресурсов терапевта.
Сертификация.
Тел. в Москве +7 916 319 84 65. Татьяна Сидорова.
leptos-ok@rambler.ru |